"Осторожно  Дети"

  Эта книга о нестандартных детях
и их родителях.

На главную страницу сайта

Тренинги

Консультации

Публикации

 

Играем в древнюю стаю

Во дворе собралась кучка ребят. Они взволнованы последним событием.

Пожар! Загорелся сарай.

Первый: – Вы слышали, что случилось?!
Второй: – Вот здорово! Такого еще не было!
Третий: – И я чувствовал, что что-то произойдет.
Четвертый: – Никогда не поверю, пока сам не увижу.
Пятый: – А я что вам говорил, еще неделю назад слухи пошли.
Шестой: – Да это ведь элементарно просчитывалось, как дважды два – четыре.
Седьмой: – У меня давно были подозрения. Я даже предполагаю, кто мог бы это сделать.
Восьмой: – Нет, такого быть не может, потому что никогда еще не было.

Какие они разные. Все об одном и том же. Но один - радуется, другой - не верит, следующий - все просчитывает. А ведь даже по этим коротким высказываниям можно предположить, что за характеры у ребят. Четвертый – плакса, много чего боится и любит красиво одеваться. Пятый – непременно расскажет всем знакомым о происшествии, и лучше - по секрету. Восьмой – жуткий зануда и имеет коллекцию марок. Шестой – успешен в арифметике, подвижный и ловкий. Первый и седьмой – в основном домоседы, и к этой толпе примкнули случайно. А третий – с удовольствием подчиниться второму, но наоборот - никогда.

Как мы об этом узнали, вы поймете, прочитав главу «Они такие разные  наши любимые дети».

Ребенок с рождения заявляет миру: "Я – нестандартный! Я не такой, как все! Я требую к себе особого отношения!" А мы часто не слышим или не хотим слышать этого. Должно быть, так спокойней. Маленькие дети свободны от условностей общества, непосредственны и открыты для наших наблюдений. Они еще не научились притворяться, чтобы соответствовать нашим идеалам. С другой стороны, они обладают великим даром фантазирования. Давайте вспомним, как они играют, например, в индейцев. Роли распределяются стихийно, но до чего же верно! Кто-то верховодит, а кто-то с радостью подчиняется.

Пофантазируем и мы. Сравним коллективную игру наших современных детей с жизнью древнего племени. В давние-давние времена, когда еще не было понятий морали и нравственности, когда не было норм и правил организации людского сообщества, люди подчинялись инстинктам и строили свои взаимоотношения на основе  заложенных природой генетических подпрогамм. Жизнь древнего племени строилась по принципу стаи животных или птиц, где все роли распределяются сами собой в соответствии с природной заданностью. Вожак стаи не способен плестись в хвосте, а рожденный подчиняться не рискнет возглавить стаю.

 Племенная жизнь была довольно сложной: древние люди рожали и растили детей, охотились, защищались от врагов, контактировали с соседними племенами и создавали основы культуры. Каждый соплеменник выполнял социальную роль, соответствующую его природным особенностям.

Мой учитель Виктор Толкачев утверждает, что для существования и плодотворной работы любого коллектива, для его развития и перехода на более высший уровень деятельности необходимы и достаточны особи, выполняющие  восемь основных обязанностей.

Итак, играем в древнюю стаю.

1. Вождь. Ребенка этого типа в следующей главе мы назовем "вождём краснокожих". Вождя стаи отличали способность властвовать, свободолюбие, инициативность, решительность.

2. Тайный советник вождя – "нюхач". Он владел информацией - как явной, так и скрытой, основанной на интуиции. Вождь действовал на основе предоставленной информации, таким образом, советник обладал тайной властью. Тонкое обоняние отличало его от других соплеменников. Обитал он подальше от "вонючего" племени, подальше от костра, чтобы задолго до появления приближающейся опасности предупредить о ней. Он был скрытен, отчужден, одинок и насторожен.

3. Дневной наблюдатель – "художник" – имел острый глаз, способный издалека различить стадо, пасущееся среди маскирующей его листвы. Затем, с развитием культуры, у него появилась дополнительная функция – сохранение и передача культурных ценностей, для которой были важны наблюдательность, внимание, утонченность восприятия, интеллектуальные способности, чувство гармонии.

4. Ночной сторож – "слухач" – мог различить малейший шорох и вовремя предупредить о затаившемся враге. Его тонкие уши нужны были стае особенно в ночной тиши, когда крепко спал "острый глаз". Он достойно выполнял свои функции ночью, а днем был замкнут, отстранен, мнителен и боязлив.

5. Охотник – "калькулятор" – смелый, быстрый, жесткий, был способен молниеносно сориентироваться, догнать добычу, рассчитать траекторию и нанести смертельный удар. Охотники были дисциплинированны, выносливы, хорошо владели своим телом, добывали пищу и оберегали стаю от врагов.

6. Хранитель очага – "копуша" – делил поровну принесенную добычу, растил детей, сберегал запасы пропитания. Он был неторопливым, справедливым, аккуратным и исполнительным.

7. Парламентарий – "болтушка" – налаживали отношения с соседними племенами. Тут никак не обойтись без их речевой одаренности и коммуникативных способностей.

8. Работяга – "силач" – обладал недюжинной физической силой и несколько отставал в развитии мозга от своих сородичей. Его задачей было - выкопать яму при охоте на мамонта, перенести бревна для постройки жилища. «Силачи» покладисты и доверчивы, молчаливы и инертны.

 

Теперь перейдем к мамам. В книгах по воспитанию детей почему-то дети бывают разные и проблемы у них различны, а родитель всегда идеализированный. Судя по всему, он предполагается мудрым, понимающим, уравновешенным и терпеливым, а также тонко чувствующим, заботящимся, безгранично любящим ребенка и раздающим разумные советы. Одним словом, родитель-миф, которого в природе не существует  вообще.  Мы с вами ведь обычные люди: с неодинаковыми возможностями и со своими причудами. Наши отношения с детьми строятся по-разному.

     Давайте опять вернемся к древнему племени и пофантазируем, чем занимались там женщины. По уже  известной схеме коротко опишем  мам и дадим им прозвища. Почему - мам, а не пап? Да только потому, что мамы больше времени проводят с маленькими детьми и оказывают на них большее влияние. Хотя в современном обществе работающих мам часто замещают папы, и вполне успешно.

1. Маму-вождя назовем «мать-атаманша». В древней стае был вождь и главная самка стаи – прародительница детей. В те дикие давние времена воспитанием занимался весь коллектив, а функция главной самки заключалась в том, чтобы народить здоровое потомство. Это была сексуально активная особь, которая легко беременела и легко рожала. Она была уважаема соплеменниками, в острых ситуациях могла заменить вождя стаи. Ее мнение было решающим для вождя и неоспоримым для соплеменников. Современная «мать-атаманша» – сексуально активная женщина, свободолюбивая и решительная, неунывающая. Попав в какой-нибудь очередной передел, она бывает грубовата, но ее уважают и ей подчиняются.

2. Тайным советником вождя могла быть и женщина, обладающая тонким обонянием. Назовем ее «мать-недотрога». Рожать этих вонючих пищащих детенышей был не ее удел. Ее рабочий орган – голова. Точнее - голова, обрабатывающая информацию, поставляемую носом. Такой она и осталась - советница, наставница, но уж никак  не нянька для сопливых шалунов.

3. Дневная наблюдательница, кроме того что охраняла стаю, вполне могла присматривать и за детишками. Назовем такую маму «мать-мечтательница». Рожала она тяжело. Не наделила её природа этой функцией, а вот играла со всеми детьми стаи с удовольствием, и делала это замечательно. Тонкая чувствительность и наблюдательность сохранились у неё и в наше время, что  помогает ей найти подход к любому ребенку. Добавим к её особенностям еще эмпатию - чувство сопереживания другим людям.

4. Ночной сторож спит днем. Дети - ночью. Поэтому ночной сторож (или сторожиха) никакого отношения к детям не имел. Назовем эту особь «спящая мать». Ее самопогруженность и депрессивность плохо совмещаются с обязанностями матери, поэтому для ухода за  детьми в этом случае просто необходимы няни или бабушки.

 5. Бывали в древней стае и женщины-охотницы, женщины-добытчицы. Помимо смелости и стойкости, их отличали четкость и дисциплинированность.  В современной семье это мать, которая живет по принципам и правилам и требует того же и от других. Мы её назовём «мать-моралист».

 6. Хранительницами очага всегда были женщины. Ухаживать за детьми было одной из их обязанностей. Так они и пронесли свое призвание через тысячелетия. «Мать-наседка»  - мать заботящаяся и ухаживающая за детьми.

7. Рабочим органом парламентариев был и остаётся язык. Современных представительниц такого типа людей назовем «суматошные матери». Они могут дать много разных дельных советов, в том числе как растить и воспитывать детей.

8. Наравне с мужчинами-работягами в древней стае тяжелую работу выполняли некоторые женщины. Такую женщину-труженицу назовем «мать-работяга». Она добросовестно трудилась на благо племени. Приходило время - рожала детей, выкармливала, а обучать свое потомство премудростям жизни предоставляла другим.

Более подробно о современных мамах и об их отношениях с детьми читайте в главе «Мамы разные нужны». 

 

 

 

Hosted by uCoz