Главная

Тренинги

Семинары

Консультации

Разное

 

 

 

Диалог с мамой.

Мама показывает работы (тетради и листки) и спрашивает:

- Старшая дочь 6 кл пишет хорошо и всегда писала хорошо, а младший 5 кл плохо. Занимаемся одинаково, даже с младшим больше. А толку никакого. Почему?

 Ответ:

- У девочек проблемы с письмом встречаются реже и менее острые, чем  у мальчиков.

Это связано с половыми отличиями в работе самого организма и с  воспитанием. Всем известно, что развитие мелкой моторики в детстве является основой для успешного развития ребенка, в том числе и его почерка. С младенчества игры мальчиков и девочек в корне отличаются по моторным функциям.

 У мальчиков природой заложена ориентация на силовые действия для защиты и содержания семьи, для тяжелой работы.

Мальчики, копируя поведение и хобби отцов,  возят машинки, любят помериться силой, с удовольствием играют в мяч, пинают его ногами, интересуются различными механизмами, техникой и оружием.

Девочки, копируя поведение мам, одевают,  раздевают и причесывают кукол,  любят помогать на кухне, ухаживать за младшими детьми. Это проявления материнского инстинкта.

Им интересно украшаться, наблюдать за мамой и, как она, пользоваться косметикой, шить, вязать, вышивать, поливать цветочки... А это обеспечит им сексуальную привлекательность для реализации того же материнства.

Мама:

- Вы хотите сказать, что у девочек мелкая моторика даже в бытовых условиях развивается более разнообразно и тонко?

Ответ:

- Да. Сравните, что требует большей точности и плавности движений: нанесение помады  и подводки на линию губ и век, или удар ногой по мячу, целясь в ворота?

Поэтому у девочек лучше получаются и сами буквы, и ровность строчек, и качество оформления, и аккуратность в тетради.

Мама:

- Мы специально много занимались моторикой с обоими детьми. Почему дочке помогло, а сыну нет?

 Ответ:

- У мальчиков и у девочек, с которыми в детстве много занимались моторикой, все же могут возникнуть проблемы с почерком из-за влияния примера родителей и обстановки в конкретной семье.

Зачастую сами отцы семейств, воспитывая сына, отвергают так называемые "телячьи нежности" в отношениях.

Жестикулируют резко, грубо, даже с рукоприкладством. Оправдываясь тем, что так из сына вырастет настоящий мужик!  Мамы, зачастую с сыновьями обходятся аналогично. Не удивительно, что такой мальчик будет писать особенно небрежно, не заботясь ни о красоте, ни даже о разборчивости! Особенно, если отец семейства сам так пишет.

В отношении дочерей наоборот, проявляют гораздо меньше грубости и мамы, и папы. Поглаживают по головке, по спинке, расчесывают и заплетают косички. Девочками любуются, их украшают, прививают больше аккуратности во всем.

Кроме того, если мама пишет хорошо, то и  дочка будет писать лучше, чем сын.

Мама:

- Я, действительно, пишу хорошо! Значит, дочь, поэтому пишет лучше? А сын, видимо, копирует в почерк отца?

Ответ:

- Детки, как обезьянки, копируя поведение себе подобных по половому признаку или значимых взрослых, перенимают соответствующее отношение и моторные функции, перекладывая это и в свой почерк, ибо любое созидаемое есть психофизиологический портрет созидателя. То есть каждый в свое дело вкладывает частицу своей души. Какова душа – таково и дело!

Мама:

- А логопедические проблемы могли оказать влияние на почерк? Дочь говорила чисто, а у сына были большие проблемы с речью.

Ответ:

- Проблема с устной речью обязательно переходит в той или иной степени в чтение и в письмо.

В письме ее назовут дисграфией, а в чтении  - дислексией. Хотя часть авторов и то и другое называют одним словом "дислексия".

Так как Вы интересуетесь почерком, то разновидность дисграфии, сопровождаемая корявым почерком, называется "моторной неловкостью". Как при трудностях произношения звуков и слов ребенок с трудом овладел мышцами языка и губ, так и при письме он с трудом осваивает мышечную работу пальцев рук. Ведь наши пальцы  управляются практически теми же участками мозга, что и речь.

 Мама:

- Что же делать? Как улучшить почерк?

Ответ:

- Для облегчения способности писать округло, можно посоветовать приобрести в канцелярском магазине спирограф.

Там же можно купить прописи для 1 класса и потренироваться в них.

Если трудности незначительные и ребенок сам горит желанием изменить почерк, то этого может быть достаточно.

Например, Ваша девочка могла бы поставить себе почерк за 2-3 дня, если бы захотела.

Мама:

- Уже не хочет. В прошлом  в школе оценивали каллиграфию и был урок "Чистописания". А сейчас, к сожалению, даже от учителей русского и литературы можно услышать: "Бог с ним с почерком! Лишь бы грамотно было!"

Ответ:

- Согласна, что требования к почерку снижены. В некоторых школах даже тетрадей в косую линейку в первом классе нет! Сразу пишут в широкой.

Что уж тут говорить о постановке почерка!

Но надо все-таки учитывать, что у Вашего сына есть явная моторная неловкость. Даже если он хочет писать красиво, у него это не получается.

Если ребенок в медленном темпе не может долго писать красиво и аккуратно, то одними прописями не поможешь. Необходимо пройти поэтапную коррекцию у специалиста.

Мама:

- Репетитор по русскому или учитель младшей школы подойдет?

Ответ:

- Нет. Они не владеют нужными методиками. Даже дефектологи, как правило, больше заняты нарушениями фонематического слуха у детей, пропусками букв, отсутствием окончаний и т.п., чем коррекцией почерка.

Вашему сыну  подойдет наш тренинг красивого грамотного письма. Индивидуальный или в группе. Именно в него  мы включаем упражнения на согласование  работы мозга, руки и пальцев. Называется это "Пальцево-речевой игротренинг" Он включает массажи пальцев, упражнения на координацию, на удержание внимания при письме и скорость письма. Обязателен массаж пальцев. Его надо делать на руках и ногах утром, на ночь и перед приготовлением уроков, т.к. зоны мозга, нуждающиеся в активизации, расположены в большом количестве по периферии тела.

Обязательно надо прописывать слова по воздуху с проговариванием вслух и слежением взглядом. Например, перед тем, как написать в тетради, слово пишут в воздухе, проговаривая вслух, следя взглядом за плавностью движения ручки в воздухе на уровне глаз.

Также необходимо делать пальцевые упражнения и многое другое

Мама:

- А это поможет?

Ответ:

- Лучше один раз увидеть…

Мама:

- А если переученный левша?

Ответ:

- Насильно теперь левшей не переучивают. Но бывает, что из-за обстоятельств, например, травмы ведущей руки или из-за копирования поведения кого-то из значимых взрослых, например, любимого старшего брата или папы, ребенок становится переученным левшой. Если это произошло само собой, то ничего страшного в этом нет. Если же это привело к проблемам с письмом, в частности, к корявости  почерка, к "моторной неловкости", то требуется коррекция.

Случается, что такие дети и взрослые сами не могут прочитать то, что написали! Каково же тогда другим это читать? Учителя могут даже отказаться проверять такие тетради! Снижают оценки до неудовлетворительных. Таким людям обязательно нужна квалифицированная помощь!

Мама:

- Если почерк более-менее понятный, но наклон букв все время меняется? 

Ответ:

- Обычно буквы "скачут" при психоэмоциональной неустойчивости, при психологической травме. При индивидуальной консультации это можно выяснить. Просто так ничего не происходит с почерком. Кстати, переученный левша может писать с наклоном влево, или вертикально. Ему так удобнее.

Мама:

- По-моему портят  себе почерк, чтобы прятать свои ошибки!

Ответ:

- Такое тоже бывает. Если не знают или не успевают применить правило. Ведь, чтобы вспомнить и применить нужное правило в нужном месте, надо включить не те участки мозга, которые руководят рукой, держащей ручку, а из другого полушария мозга. Межполушарные связи могут быть недостаточно активными, и получится так: писал и не думал, что писал! А проверить не смог, так как плохой почерк скрыл от глаз ошибку!

Мама:

- Получается, что если красиво, то должно быть и грамотно, а если безобразно, то, скорее всего, и безграмотно?

Ответ:

- Именно так. Поэтому коррекция почерка  - это еще и ключ к повышению грамотности, и, как следствие, успеваемости по письменным предметам!

 

 
Хостинг от uCoz