ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ

   

     Главная     Тренинги     Семинары     Консультации     Разное    Контакты    ВКонтакте  

 

Тренинг высокоскоростной обработки информации

Принципы скорочтения

 

 

 

 

 

 

Тренинги:

Эффективное быстрое чтение

Искусство красивого грамотного письма

Интеллект-Плюс

Успешная самореализация

Семинары:

Родительские университеты

Системный психоанализ для учителей

Системный психоанализ для деловых людей

Правильное питание и оздоровление организма

Лекции

Консультации:

Для взрослых

Для детей от 1 года до 3 лет и от 4 до 7 лет

Для детей – школьников от 7 до 13 лет

Для старшеклассников и абитуриентов

Разное:

Публикации

Статьи

Наши друзья

 

 

 

Принципы скорочтения: переход от чтения отдельных слов к выделению смысла целых предложений, абзацев, страниц. Происходит укрупнение единиц чтения (вместо слова – абзац или часть текста) и за счет этого ускоряется понимание текста. Скорость чтения – это на самом деле и есть скорость понимания текста.

Что же касается чтения вслух, то оно напрямую зависит от качества развития речи. Любые логопедические отклонения отрицательно сказываются на чтении вслух вплоть до полного отвержения этого процесса. Страх сделать оговорку, получить неодобрение или отрицательную оценку слушателей  приводит к полному нежеланию читать вслух и, как следствие, еще большему ухудшению результата.

Вывод: развиваем артикуляционный аппарат!Главное в технике чтения – тренировка мышления, умение «читать по догадке», быстро связывать между собой по смыслу «выхваченные» из текста слова и словосочетания. Это та скорость, с которой мозг обрабатывает поступающую к нему  информацию. Но эффективной работа мозга на такой скорости может быть лишь тогда, когда хорошо взаимодействуют между собой правое и левое полушария, мышление и воображение. Поэтому особое внимание в нашем курсе отведено упражнениям, направленным на гармонизацию работы полушарий мозга.

 

 

Как это происходит:

·         Быстрое осмысление основных мыслей текста, главного в заложенной в нем информации;
 ·         Самоконтроль, сосредоточение внимания;
 ·         Освоение мнемотехнических приемов;
 ·         Повышение скорости восприятия информации, расширение поля зрения, быстрое переключение внимания.

Семь причин, мешающих нам быстро читать

1.      Регрессии (возвраты при чтении).

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторения уже прочитанного («Я прочитал, но не совсем понял – надо перечитать!»). Этот недостаток – самый распространенный. Некоторые читатели дважды про себя читают любой текст – как легкий, так и трудный.

                Причина регрессий чаще всего – сила привычки. Это самая распространенная причина. Ее корни кроются в том, как нас обучали чтению. Нас просили прочитать слово снова и снова, если ты его не понял или неправильно прочитал. Также происходил переход и от послогового чтения к чтению целым словом.

                Вывод: читаем без регрессий!

                Если что-то непонятно. Все равно лучше дочитать сначала текст до конца. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвращение ненужным. В любом случае отказ от регрессий при быстром темпе чтения создает основу для тренировки мышления и воображения.

2.      Нетренированная антиципация (чтение по догадке).

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово означает. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией или предвосхищением, по-другому – смысловой догадкой. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем всегда использует этот прием. Если активно использовать предвосхищение, догадку по смыслу, не надо каждый раз дочитывать слово или предложение до конца, чтобы осмыслить прочитанное. Конечно, это особенно относится к чтению "про себя". При чтении вслух боязнь сделать оговорку сводит эту способность практически на нет.

Вывод: развиваем умение догадываться по смыслу!

Догадка по смыслу требует тренировки мышления и воображения, логики и интуиции одновременно, потому что в любом тексте есть связи слов, основанные на логике и связи слов, на ассоциациях, требующие интуиции.

3. Артикуляция.

Давно известно, что даже при чтении про себя мы совершаем непроизвольные, незаметные для нас самих движения, произносим слова, сами того не замечая. На это и уходит  то самое время, которое можно сэкономить для увеличения скорости чтения. Это внутреннее проговаривание свойственно тем, у кого или мал читательский опыт вообще, или в данном виде текстов в частности. Например, взрослый человек легко отключит проговаривание при чтении очередного детектива, но включит проговаривание для осмысления условия сложной задачи или тестового задания.

Вывод: сокращаем артикуляцию при чтении "про себя"!

Для этого, помимо технических средств, есть простой и эффективный способ: концентрация на смысле, углубленность в текст само по себе сокращает  артикуляцию: мы забываем о внутренней речи и думает только о смысле текста.

4. Читательский опыт.

 При малом читательском опыте отказаться от внутреннего проговаривания невозможно. Но встает вопрос об ускорении проговаривания. Кроме того детям обязательно надо следить по тексту за кем-то, быстро читающим вслух. Это увеличит их читательский опыт и позволит сократить количество слов, требующих и внутреннего и внешнего проговаривания.  В итоге со временем произойдет узнавание текста без проговаривания!

Вывод: развиваем артикуляционный аппарат и читательский опыт!

Развитие артикуляционного аппарата доступными логопедическими приемами способствует решению проблемы. Для увеличения читательского опыта проще всего использовать аудио книгу, а дубликат этой же книги на бумажном носителе держать перед глазами и следить по тексту. Ребенку можно зачитывать текст, положив книгу перед ним, и дополнительно указывать на слова, которые сейчас озвучиваются.  Для тренировки полезно использовать уже ранее прочитанные или хорошо знакомые книги.

5. Малое поле зрения.

                Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановке) или смены точек фиксации (движении). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаза. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какой объем текста (слова, знаки, часть предложения) окажется в этот момент в нашем поле зрения. Психологи доказали, что объем фиксации взгляда и размер оперативного поля, с которого происходит «считывание» информации, можно увеличить с помощью специального обучения. Тогда и объем информации, фиксируемый взглядом в момент остановки, резко увеличится.

                Вывод: расширяем свое поле зрения при чтении!

                Для этого существуют специальные упражнения на переключение внимания, развивающие боковое зрение при чтении.

6. Уровень организации внимания.

                Роль внимания при чтении очень велика. Умение сосредоточиться, сконцентрировать свою волю при чтении во многом определяет его скорость. Если мы сразу же настроились на схватывание сути текста, мы неизбежно будем читать быстрее – наше чтение превратиться в «штурм крепости», мы будем моментально «укладывать» в голове элементы смысла, быстро связывать их друг с другом, чтобы создалась как бы общая «панорама» смысла, общий рисунок логики текста.

                Вывод: настраиваемся при чтении на максимальную концентрацию внимания!

                Любой настрой на быстрое понимание текста уже сам по себе неизбежно увеличивает скорость чтения на то время, пока этот настрой сохраняется. Это время без специальной тренировки не может быть долгим, но путем постоянных упражнений его можно шаг за шагом увеличивать.

7. Память.

В процессе чтения все время участвует память. Как кратковременная, так и долговременная. Без вспоминания прочитанного и запоминания читаемого процесс чтения становится безрезультатным. Ученые установили, что быстро читающие люди лучше и дольше помнят прочитанное. В этом им помогает натренированная память. Память управляется сосредоточением внимания на тексте. Любое отвлечение приводит к ухудшению запоминания.

Вывод: развиваем свою память!

Существует целый ряд "мнемотехнических" приемов, т. е. приемов тренировки памяти. Используя их регулярно, можно достичь феноменальных результатов. Одним из легко доступных приемов является ежедневное вспоминание прожитого отрезка времени от конца в начало, например, прожитого дня.

Каждый взрослый человек может читать быстрее, чем раньше

Почему это возможно? Потому что реальная скорость понимания текста при обычном чтении является, как правило, заниженной. Мы читаем медленнее, чем работает наше мышление. Каждый читатель много раз ловил себя на мысли, что еще на середине предложения, в середине абзаца он уже знает, о чем идет речь, и дальнейшее чтение не принесет ему ничего нового. Главная задача курса – превратить потенциальную скорость понимания текста в реальную. Первый результат достигается очень быстро, потому что потенциал увеличения скорости чтения лежит на поверхности – достаточно заставить себя  читать текст за ограниченное время, допустим, страницу за 15-30 секунд. Но этот результат, естественно, сначала очень неустойчив. Цель длительной серии тренировок, комплекса занятий – добиться устойчивости результатов.

Каждый ребенок может читать быстрее, чем раньше

Почему это возможно? Потому что любой ребенок самой природой приспособлен к быстрому развитию и освоению реальности. В противном случае его взросление за короткий промежуток времени было бы просто невозможно. Например, только за первый год своей жизни малыш переходит из состояния "лежачей куклы" в личность, которая самостоятельно передвигается в пространстве и активно взаимодействует с обществом. В ребенка изначально заложено стремление к познанию. Чтение, как процесс познания чужого опыта, расширяющий свой собственный, чрезвычайно интересен для ребенка. Например, слушать книгу, которая соответствует интересам ребенка, любой малыш будет с большим удовольствием. Следовательно и обучаться читать такой ребенок захочет. В дальнейшем только неправильно построенный процесс обучения чтению и неправильно подобранные тексты для чтения могут привести к отрицательному результату и низкой скорости чтения. Далее негативное отношение к чтению может закрепиться на многие годы. Цель серии тренировок, комплекса занятий  - добиться устранения последствий  указанных причин и перевести юного читателя из состояния читателя по принуждению в разряд читателя по желанию и далее сравнять его с взрослым.  

Поверьте в то, что Вы можете читать быстрее

Любые занятия приносят пользу только тогда, когда тот, кто учится, уверен в том, что ему это необходимо. Работа по принуждению, без энтузиазма и уверенности в успехе, не может дать устойчивых результатов. И в быстром чтении, как и в любом другом деле,  человек только тогда добьется успеха, когда скажет себе: «Да, мне это нужно». Уверенность в личной необходимости обучения способна привести в действие все: силу воли, активность мышления, эмоции. Ваша решимость поможет вам быстро читать, хорошо понимать прочитанное – и любить чтение, как азартный, увлекательный процесс постоянного преодоления себя, великолепной интеллектуальной игры.

Поверьте в то, что Ваш ребенок может читать быстрее

Дети – всегда "продукт" семьи. Как излишние амбиции и завышенные требования со стороны взрослых, так и недооценка или неверие в возможности своего ребенка тормозят его истинное развитие. В первом случае родители слишком рано или излишне рьяно начинают буквально "пичкать" свое чадо книгами, а во втором случае взрослые "переносят" на своего ребенка свой личный негативный читательский опыт и прогнозируют (даже неосознанно) неудачу у своего ребенка. Особенно влияет на отношение к чтению интеллектуальная атмосфера в семье. У тех родителей, которые на глазах ребенка сами читают книги и интересуются друг у друга прочитанным, дети также потянутся к книгам. А желание читать придаст активность их мозгу и, как следствие, повысит скорость чтения. Нейрофизиологи установили, что только 5% мозга человека активизируется на отрицательных эмоциях, а вот на положительных - 60%! Собственное желание и тяга к чтению – залог повышения скорости чтения. Почему? Потому что ребенку самому захочется поскорее узнать из книги, что же там дальше?

 

 

8-(812)-588-9492,
+7-921-780-8558

E-mail: prell@mail.ru

 

Отзывы о курсах грамотного письма и быстрого чтения

"Почему
мы выросли
такими?"

Как научить ребенка читать.

Простейший способ обучения чтению.