Начиная со школьной
скамьи, человек попадает в «вилку»: не хватает времени на качественное
выполнение запланированных дел. В школе – на уроки, в институте – на подготовку
к экзаменам или сдачу курсовиков, в профессиональной сфере – на качественное
выполнение работы в срок. К нам, как к
психологам, часто обращаются родители с жалобой на свое чадо: «Медленно делает
уроки. Забросили все кружки и секции и, все равно, не успеваем».В
чем же дело?
Во-первых,
в самом времени!
Последние научные данные говорят о
том, что время у людей разного возраста течет по–разному. Например, год 40-ка
летнего человека в 4,5 раза короче, чем у младшего школьника, и укорачивается в
дальнейшем всё в более быстром темпе! Это доказал санкт-петербургский
физик-математик Смирнов Владимир Сергеевич в своей книге «Феномен золотого
сечения или божественный материализм» (1 и 2 том, Санкт-Петербург, 1998 г.)
Взрослые! Вот почему: только
что был Новый Год и вдруг… опять Новый Год! Это, оказывается, не иллюзия!
Поэтому к 17-ти годам
человек уже проживает половину жизни! Далее ему остается прожить просто большее
количество, но постоянно укорачивающихся, «годков». Проще говоря, наш каждый
последующий день (месяц, год) жизни короче предыдущего! Именно поэтому в народе
и говорят: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»! «Завтра»
будет короче! Если сегодня не успел, то уж завтра - тем более!
Оказывается, мы обманываем
себя и своих детей, когда говорим, что после окончания школы у них вся жизнь
впереди! Увы! Половину уже «проехали»! Уже семнадцать! А чего достигли?..
Хорошо, если многого… и при том хорошего.
Что делать?
Выход есть. Нужно заниматься
в течение всей жизни ускорением своего мышления и освоением способов экономии
времени. Повышать самоорганизацию. Тогда всё успеем: «День короче, но я соображаю
быстрее, поэтому успеваю сделать всё!».
Как ускорять свое мышление?
Лучше всего с помощью специальных интеллектуальных тренингов у специалистов–психологов.
Взрослые могут
самостоятельно тренировать свою память, как сквозной психический процесс, участвующий
в мышлении. По этой теме существует много литературы.
Посоветуем самое доступное и
эффективное упражнение.
Полезно ежедневно вспоминать
прожитый день (по порядку от конца к началу) или любой эпизод дня в том же
порядке. Почему полезно?
События происходят
последовательно. Последнее помнится хорошо. Потянув за «ниточку», «размотается»
весь «клубок» воспоминаний. Если вспоминать быстро, то произойдет тренировка не
только памяти, но и скорости мышления. Проверено, что упражнение помогает как
взрослым, так и детям. Дети проще вспоминают съеденный обед, чем прожитый день.
Но и это тоже весьма полезно.
С этой же целью рекомендуем компьютерные
игры на скорость реакции (типа «Гонки»). Они тренируют скорость мышления,
скорость принятия решений, ориентацию в пространстве, за которую отвечает
правое полушарие (а там - память!).
Эффективно насыщать свой
день разноплановыми мероприятиями: занятиями, встречами, переговорами,
расчетами, поездками.
Детям полезно посещать помимо
школы различные кружки и секции. Это мобилизует их способность переключать
внимание и заставляет ускорять мышление.
Оказывается, попытка
освободить своего ребенка от лишней нагрузки тормозит его развитие! Особенно,
если то, чем он занимался, доставляло ему удовольствие.
А если «не успеваем в школе»?
Что может предложить для
решения проблемы, например, сама школа?
Чаще всего посоветует
заниматься дополнительно, нанять репетитора, «больше читать» и… отказаться от
кружков и секций. Аргумент простой: «Учеба в школе - главное, без остального можно обойтись!».
Если же именно занятия этим
«остальным» - спортом, рисованием или музыкой - давали ребенку повышение
жизненного ресурса (подзаряжали его «внутренний аккумулятор»), без которого
человек просто физически не потянет эту жизнь?! Что тогда?
Об этом подумали?!
Выход в
другом. Систематически обращаться к специалистам–психологам и повышать скорость
мышления, быстроту и точность, а также переключаемость внимания, стремительность
вспоминания, качество речи и уровень самоорганизации, а не лишать ребенка эффективного
условия развития.
Такие тренинги полезны в
любом возрасте.
Школьникам рекомендуем
проходить их не менее 1 раза в год, чтобы способности к усвоению школьной
нагрузки формировались прямо пропорционально ее росту и всегда соответствовали
физическому созреванию организма.
Именно этого не хватает всем
детям для устойчивого успеха.
Взрослые нуждаются в
аналогичных мероприятиях еще больше, особенно после перенесенных стрессов,
длительного перерыва в работе или смене рода деятельности.
Надо себе вовремя помогать,
чтобы достичь успеха!