Дело в том, что математическое мышление
работает на более простых интеллектуальных операциях, чем чтение и, особенно,
письмо.В основе математики лежит логика и понятие «больше-меньше», а также понимание количеств, которые легко
получаются путем увеличения или уменьшения.Например, из трех можно получить два, если
уменьшить число на единицу, а из двадцати получить сто двадцать, если увеличить
в шесть раз. Количество цифр всего 10. Знаков основных 5 (+,-, :, ×, =).
Парочка дополнительных (<, >)
С чтением гораздо сложнее. Современные русские
тексты состоят из 33 букв. Из букв получаются
десятки тысяч слов. А еще переносные смыслы! А еще пунктуация!..
Одно слово «хвост» в разном тексте будет
иметь разное значение. И хвост лошади, и хвост прически, и
хвост кометы, и хвост поезда, и «хвост» у двоечника, и «хвост» очереди,… А
буквы-то одинаковые!
При чтении текст уже готов. Его писать не
надо. Надо только понять.
А если самому еще и писать надо? Тогда «выползут»
все огрехи и неточности, как мышления, так и чтения. Плюс моторика собственной
руки, которая не позволит написать аккуратно и разборчиво. Поэтому письмо
гораздо сложнее чтения. Чтение при письме необходимо, а вот при чтении письмо -
нет.
Кроме того, сейчас очень распространены
объективные трудности, которые может устранить только специалист, например, дисграфия и дислексия. Это такие дефектологические
диагнозы. Приходится повозиться, но прогноз вполне оптимистичный.
С чем проблема у дисграфиков
(неспособных к письму) и дислексиков
(неспособных к чтению)?
В рассогласовании процессов зрения, мышления,
вспоминания и запоминания, а также внешней и внутренней речи (при дислексии). А при дисграфии ко
всему предыдущему добавляется еще и рассогласование с двигательной активностью
руки и мыслительным процессом сравнения с известным правилом и принятием
решения по поводу правописания конкретного слова или знака («вспомнить правило
вовремя не получается!»)
Почему так происходит?
Тексты – это огромное количество «закорючек».
Надо успевать переводить их с помощью зрения, мышления, памяти, речи в звуки (при
чтении вслух) или в собственные мысли (при чтении про себя). Ловкость этого
процесса не всеми легко осваивается.
При письменных работах «закорючки» надо
изображать самому.
Оказывается, при включении в деятельность
руки (пишем-то рукой!) нарушается согласованная работа других психических
процессов, необходимых для успешного письма, таких как память, мышление, внимание,
скорость и точность мышечной работы кисти руки. Как только начал двигать рукой
– сразу забывается правило, которое только что сам отвечал у доски. Обидно!
Такие школьники не замечают глупейших ошибок
в тетради, не успевают за темпом класса. Им необходим специальный тренинг
согласования мышечной работы руки и активности головного мозга. Например, с
помощью специального пальцевого игротренинга, упражнений
на развитие координации, а также многое другое.
Надо принимать срочные меры. Чем дальше – тем
хуже будет.
От постоянных неудач у ребенка упадет интерес
к письму и чтению вплоть до отвращения. Если в младшей школе
еще как-то получались «четверки» и даже «пятерки», то в средней и старшей «тройка» станет привычной оценкой, а то и желанной!
Значит, ребенку помочь нужно прямо сейчас!
Знать бы только как?
Следует иметь в виду, что репетитор по
русскому языку тут не поможет.
Он нужен тогда, когда ребенок долго проболел
и пропустил важные «темы». Во всех остальных случаях (невнимательное письмо,
плохой почерк, «не думает, когда пишет») нужен психолог, специализирующийся на
развитии самих способностей к письменной речи.
В Санкт-Петербурге и
в других городах сколько угодно хороших учителей-репетиторов по русскому языку
и курсов, на которых ребенку еще раз объяснят правила по программе средней
школы и даже научат их применять! Только многим учащимся этого будет слишком мало!
Писать все равно будут невнимательно! Глупые ошибки будут продолжать делать.
В процессе письма они, по-старому, будут
забывать про правила, так как при движении правой рукой по тетради активизируется
левое полушарие (у правшей), а память-то и, соответственно, правила у них в правом! Надо сами процессы согласовывать,
тогда и правила вспоминаться будут вовремя, и рука будет
писать быстрее.
Часто нас спрашивают: «А как качественнее
читать и писать на иностранном языке?»
Отвечаем: «Если пройти тренинги на русском
языке, то вы будете успешнее читать и писать на любом языке, который вы знаете.
А если вы знаете несколько языков, то и на всех этих языках». Процессы-то
одинаковые.
Всё находится в одной голове! Именно ее и
надо тренировать!