Ему и заданный-то текст дался с колоссальным
трудом, при том полученное удовольствие от понятого смысла не компенсировало
затраченных титанических усилий!Но учитель упорно велит: «Читайте больше!»
Родитель заставляет, чуть ли ни ремнем!Таким образом все
делают так, чтобы ребенок дополнительно помучился!
Нет уж! Школьник противостоит натиску
взрослых всеми доступными средствами: капризничает, проявляет агрессию, «тянет
время», жалуется на головную боль, уходит в туалет или поесть. Да мало ли
способов разжалобить родителя! Заболевает, наконец!
Скажите, такой ребенок будет любить читать?
Скорее, наоборот. Вот к чему приводят наши «благие намерения».
Поставьте себя на его место.
Вам поручили дело, которое у вас получается с
большим трудом и плохо. Вас ругают и заставляют делать еще сверх нормы. И так
изо дня в день в течение длительного времени! Но за это вам платят. За деньги и
«потерпеть» можно…
А ребенку каково? Что он получает взамен? Какую
плату?
Нелестные отзывы в свой адрес и наказание за
плохое качество!
Тоска зеленая! У ребенка пропадает желание не
только читать, но и, вообще, учиться. Не случайны прогулы школы, вранье и… разные заболевания.
Да, да, да! Дети пропускают школу по болезни,
чтобы отдохнуть от «психотравмирующей ситуации». Существует прямая зависимость
между уровнем здоровья и психоэмоциональным
благополучием человека. «Заболевают с горя»! Мы об этом подробно уже писали в
нашей книге «Почему мы выросли такими».
Надо не больше и чаще делать плохо
получающееся дело, а помочь его делать с
меньшими энергозатратами и с большим удовольствием!
То есть развить способности к этой деятельности!
Но как их развить? И какие способности нужны?
Для чтения, в первую очередь, нужна высокая
степень развития памяти. Особенно в части скорости и точности вспоминания.
Запомните, господа: «чтение – это всегда
вспоминание»! А «быстрое чтение – это быстрое вспоминание»!
Глядя в текст, нужно молниеносно вспомнить,
что значит каждая буква, каждое слово, знак препинания, словосочетание…
А что хранится и как хранится в резервуаре
памяти данного читателя?
Там лежит весь прожитый опыт от рождения до
сегодняшнего дня. Лежать-то лежит, а вот достать оттуда нужный элемент в нужный
момент еще научиться надо!
Запоминание-то у нас (к сведению, уважаемый
читатель!) происходит автоматически: все подряд, без разбору. Зато при
вспоминании «разбор нужен». Именно поэтому ребенок может слово в слово
запомнить рекламный ролик, но не
вспомнить, когда спросят, таблицу умножения! Именно поэтому в гипнотическом
состоянии человек способен вспоминать удивительные подробности из своей жизни! А
по «запросу» с трудом вспомнит заданное правило или теорему.
На уроке же в гипноз ученика вводить никто не
будет! Вспоминай, как можешь!..
Человек сталкивается с проблемой
невозможности достать из памяти нужную информацию в нужное время. У него в
голове, как в сарае у плохого хозяина: есть всё, да найти трудно. Хорошо, если
случайно наткнется.
Вот так многие дети и читают. Натыкаются на
слова и буквы, как пьяный на деревья, и
столбенеют, и долго думают и, конечно, «тормозят»! Молчат или «мычат» пока
не вспомнят нужное или кто-то не подскажет.
В любой библиотеке или книжном магазине можно
подобрать литературу с рекомендациями по развитию памяти. Но если у вас есть
хоть малейшая проблема с чтением, то самому читать по книге и тренироваться
будет трудно. Именно поэтому многим
бывает трудно научиться быстро читать по книгам типа: «Как научиться быстро читать?». Но желание – мощный стимул к
достижению успеха!
Желание поможет найти специалистов-психологов,
специализирующихся в этом направлении.
Поможет пройти специальные тренинги развития
памяти и скорости чтения.
Мы такие тренинги проводим в Санкт-Петербурге, в Уфе, в Самаре, в Костомукше,
в Таллинне, в Нарве и в других городах.