Есть и такие, которые не
любят писать даже на клавиатуре компьютера! Даже с текстовым редактором!
Почему? Чем вызвано такое устойчивое неприятие?
Вопрос, конечно интересный…
Сначала разберемся с теми, которые не любят писать
ручкой по бумаге. О тех же, кто не любит писать даже на компьютере, разговор
пока отложим.
Среди людей есть довольно большое количество «коряво
пишущих», то есть тех, кому сама «механика» письма дается с огромным трудом. Им
крайне неприятен сам процесс письма из-за того, что в результате ничего
«путного» все равно не получается. Буквы кривые, разборчивость низкая, красоты
никакой! В школе над ними смеялись, двойки-тройки ставили, родители их ругали.
Станет ли такой человек любить процесс письма? Нет, конечно. За что его любить?
Никакой радости он не доставляет, а мороки прибавляет.
Почему же не получается писать аккуратно?
Поиск ответа приведет нас в детство, в ту «розовую»
его часть, когда у ребенка формировались способности к письму вообще.
Сначала ответим на вопрос: чем мы пишем?
Ручкой? Да нет же,
в первую очередь, рукой! А руководит процессом голова. А какая голова? А
какая рука?
Рассмотрим случай, в котором голова умная (нет
умственной отсталости). А рука какая? Рука послушная?
Пальчики ловкие? Насколько быстро и аккуратно этот ребенок научился
заворачивать и отворачивать детали с резьбовым соединением?
Вообще не сталкивался с такими? Изредка играл в
«конструктор»?
Но ведь именно эти движения - повороты «по» и «против»
часовой стрелки - потребуются от него при письме! Буковки-то состоят из этих
самых поворотов! А соединения? При слитном письме потребуются еще и соединения
осуществлять такими же поворотами! А навыка нет…
Теперь посмотрите «новыми глазами» на интерьер и
оборудование современной квартиры! Полностью отсутствуют поворотные органы
управления на бытовой технике. Всюду пульты с кнопками. Водопроводные краны
стали «однорукими» рычагами. Телефон управляется с кнопочной панели. Даже ключ
во входной двери поворачивать уже не
надо, так как и он работает по принципу «вперед-назад». Даже на большинстве
флаконов с косметическими и санитарно-гигиеническими средствами стоят колпачки,
не требующие откручивания и закручивания. Даже лимонад упакован в алюминиевые
банки с «дёргалками».
Не на чем современному малышу тренировать руку для
будущего письма!
Детский конструктор с гайками и болтами есть далеко не
у всех. Почему? Потому что его даже не во всех детских магазинах продают «из-за
низкого спроса населения». Спрос же низкий потому, что родители не знают, как
великолепно он тренирует способности к письму. Если он дома и есть, то с ним
специально не занимаются по этой же причине.
Остается только, повторяя движения мамы, откручивать
пробки на флаконах с лаком для ногтей или с блеском для губ. Но за это малышу
попадает!
Заблуждаются те, кто считает, что если ребенок хорошо
играет с «лего», собирает «пазлы»,
играет на компьютере, то у него хорошо пойдет учеба в школе. Может математика и
пойдет, может, даже читать будет сносно (это факт, что кем-то написанный текст
понять гораздо проще, чем придумать и написать текст самому). Кстати и
сексуальность развивается от тренировки процесса «входит-выходит» тоже неплохо.
Но письмо?!.. С письмом проблема!
В математике символов всего десять (0…9). Из них с
поворотами только семь (2,3,5,6,8,9,0). Знаков мало: плюс, минус, равно,
умножить, разделить, больше, меньше. В них повороты отсутствуют вовсе.
К тому же кривенькие цифры,
главное, правильно сосчитать! Конечно, лучше бы и цифры писать ровно, но их
хоть соединять в слова не надо! А вот буквы соединять слитно придется. К тому
же ребенок легко изменит форму цифр, сохранив узнаваемость, но устранив сложные
для себя повороты. А с буквами такой
«фокус» не пройдет! Они превратятся в таких уродцев, что «смотреть тошно» и
понять невозможно.
Письменный язык является вершиной интеллектуальной
деятельности человека! Для его качественного освоения потребуется не только
умная голова, но и послушная этой голове рука! Да еще и быстро пишущая!
Что будет происходить с этим «умным на голову»
ребенком на письменных уроках?
Он будет пытаться за время урока худо-бедно
вырабатывать у себя отсутствующий навык поворотов! Писать будет медленно,
«пыхтеть» над каждой буквой! Постепенно он начнет отставать от требуемого в
классе темпа. Начнет нервничать. Интерес
к письму из-за устойчивых неудач быстро пропадет.
Кстати, не эти ли дети раздражают своих родителей и
учителей еще и тем, что постоянно что-то вертят-крутят в руках? Очередная ручка
рассыпается по полу, так как ее опять раскрутили. «Ручек не напасешься!», –
обреченно вздохнет родитель и купит следующую. Это для
них единственный «поворотный» тренажер.
Специалист-дефектолог, если к нему обратятся, поставит
такому ребенку диагноз «моторная неловкость». Это такая разновидность дисграфии – специфической неспособности к письму. А если не
обратятся? Все будут считать, что ребенок не старается, или им мало занимаются.
Будут ругать его и родителей.
Он же просто не может! Ему же надо недостающие навыки
формировать!!! Ему голову с руками надо подружить! Тут приказом: «Пиши ровно!»,
- не отделаешься!
Одному знакомому логопеду в логопедическом садике мы посоветовали
выдавать детям для тренировки и выработки «поворотного» навыка по 10-15 простых
шариковых ручек для раскручивания и закручивания во время логопедических
занятий. Детям это упражнение очень нравится.
Кстати, только логопедический сад является по-настоящему
развивающей средой для ребенка! Количество специалистов и оборудования на
каждого ребенка там такое, что даже из «дефектных» детей делают «готовых к
школе» (воспитатель, логопед, психолог, разнопрофильный
медперсонал, тренер по развивающим направлениям для каждой малочисленной
группы!).
Но в такой сад попадет только проблемный ребенок. Для
обычных детей там места не предусмотрены. Да и нельзя здорового малыша помещать
в среду с проблемными детьми. Детки – «обезьянки». Они начнут перенимать и дефекты
речи, и дефекты поведения. Для проблемных детей здоровое соседство – благо, но
для этого самого «соседства» - это тормоз в развитии.
Проблемных детей в логопедическом саду подтянут до
уровня «готовности к школе». А средних?
Представляете, какого бы уровня достигли обычные дети,
если бы получили такое интенсивное развитие? Но, конечно, отдельно от
«проблемных» деток.
Но тогда разрыв между ними и скорректированными
«проблемными» детьми стал бы просто колоссальным! Средние школы не смогли бы
предложить адекватных условий для их дальнейшего обучения.
Проблема глобального масштаба! Тянешь голову – хвост
увяз, тянешь хвост – голова вязнет…
Родителям здоровых детей остается развивать дитё
самим. В «массовом» саду им в этом немного помогут, но не более того.
Поэтому… Купите «гайки и болты»! Занимайтесь с
конструктором регулярно. И еще приобретите «спирограф» - такое специальное
приспособление, помогающее выработке поворотного навыка. Этот набор состоит из
тонкой пластмассовой плоскости с большими отверстиями, в которые вставляется
зубчатые колесики с маленькими отверстиями под кончик ручки. Его пока еще можно
встретить в некоторых канцелярских магазинах.