ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ

   

     Главная     Тренинги     Семинары     Консультации     Разное    Контакты    ВКонтакте  

СТАТЬИ

Почему не пишется?  Или купите гайку!!!    

 

 

 

Тренинги:

Эффективное быстрое чтение

Искусство красивого грамотного письма

Интеллект-Плюс

Успешная самореализация

Семинары:

Родительские университеты

Системный психоанализ для учителей

Системный психоанализ для деловых людей

Правильное питание и оздоровление организма

Лекции

Консультации:

Для взрослых

Для детей от 1 года до 3 лет и от 4 до 7 лет

Для детей – школьников от 7 до 13 лет

Для старшеклассников и абитуриентов

Разное:

Публикации

Статьи

Наши друзья

 

 

 

    

  Если не пишется роман, то это еще пол беды, хуже, если не пишется вообще! Как «вообще»? А вот так: любая деятельность, требующая движения ручкой по бумаге вызывает чувство острого неприятия вплоть до отвращения. Сначала это случается с детьми, но дети потихоньку становятся взрослыми, которые тоже не любят писать.

Есть и такие, которые не любят писать даже на клавиатуре компьютера! Даже с текстовым редактором!

Почему? Чем вызвано такое устойчивое неприятие? Вопрос, конечно интересный…

Сначала разберемся с теми, которые не любят писать ручкой по бумаге. О тех же, кто не любит писать даже на компьютере, разговор пока отложим.

Среди людей есть довольно большое количество «коряво пишущих», то есть тех, кому сама «механика» письма дается с огромным трудом. Им крайне неприятен сам процесс письма из-за того, что в результате ничего «путного» все равно не получается. Буквы кривые, разборчивость низкая, красоты никакой! В школе над ними смеялись, двойки-тройки ставили, родители их ругали. Станет ли такой человек любить процесс письма? Нет, конечно. За что его любить? Никакой радости он не доставляет, а мороки прибавляет.

Почему же не получается писать аккуратно?

Поиск ответа приведет нас в детство, в ту «розовую» его часть, когда у ребенка формировались способности к письму вообще.

Сначала ответим на вопрос: чем мы пишем?

Ручкой? Да нет же,  в первую очередь, рукой! А руководит процессом голова. А какая голова? А какая рука?

Рассмотрим случай, в котором голова умная (нет умственной отсталости). А рука какая? Рука послушная? Пальчики ловкие? Насколько быстро и аккуратно этот ребенок научился заворачивать и отворачивать детали с резьбовым соединением?

Вообще не сталкивался с такими? Изредка играл в «конструктор»?

Но ведь именно эти движения - повороты «по» и «против» часовой стрелки - потребуются от него при письме! Буковки-то состоят из этих самых поворотов! А соединения? При слитном письме потребуются еще и соединения осуществлять такими же поворотами! А навыка нет…

Теперь посмотрите «новыми глазами» на интерьер и оборудование современной квартиры! Полностью отсутствуют поворотные органы управления на бытовой технике. Всюду пульты с кнопками. Водопроводные краны стали «однорукими» рычагами. Телефон управляется с кнопочной панели. Даже ключ во  входной двери поворачивать уже не надо, так как и он работает по принципу «вперед-назад». Даже на большинстве флаконов с косметическими и санитарно-гигиеническими средствами стоят колпачки, не требующие откручивания и закручивания. Даже лимонад упакован в алюминиевые банки с «дёргалками».

Не на чем современному малышу тренировать руку для будущего письма!

Детский конструктор с гайками и болтами есть далеко не у всех. Почему? Потому что его даже не во всех детских магазинах продают «из-за низкого спроса населения». Спрос же низкий потому, что родители не знают, как великолепно он тренирует способности к письму. Если он дома и есть, то с ним специально не занимаются по этой же причине.

Остается только, повторяя движения мамы, откручивать пробки на флаконах с лаком для ногтей или с блеском для губ. Но за это малышу попадает!

Заблуждаются те, кто считает, что если ребенок хорошо играет с «лего», собирает «пазлы», играет на компьютере, то у него хорошо пойдет учеба в школе. Может математика и пойдет, может, даже читать будет сносно (это факт, что кем-то написанный текст понять гораздо проще, чем придумать и написать текст самому). Кстати и сексуальность развивается от тренировки процесса «входит-выходит» тоже неплохо. Но письмо?!.. С письмом проблема!

В математике символов всего десять (0…9). Из них с поворотами только семь (2,3,5,6,8,9,0). Знаков мало: плюс, минус, равно, умножить, разделить, больше, меньше. В них повороты отсутствуют вовсе.

К тому же кривенькие цифры, главное, правильно сосчитать! Конечно, лучше бы и цифры писать ровно, но их хоть соединять в слова не надо! А вот буквы соединять слитно придется. К тому же ребенок легко изменит форму цифр, сохранив узнаваемость, но устранив сложные для себя повороты. А  с буквами такой «фокус» не пройдет! Они превратятся в таких уродцев, что «смотреть тошно» и понять невозможно.

Письменный язык является вершиной интеллектуальной деятельности человека! Для его качественного освоения потребуется не только умная голова, но и послушная этой голове рука! Да еще и быстро пишущая!

Что будет происходить с этим «умным на голову» ребенком на письменных уроках?

Он будет пытаться за время урока худо-бедно вырабатывать у себя отсутствующий навык поворотов! Писать будет медленно, «пыхтеть» над каждой буквой! Постепенно он начнет отставать от требуемого в классе темпа.  Начнет нервничать. Интерес к письму из-за устойчивых неудач быстро пропадет.

Кстати, не эти ли дети раздражают своих родителей и учителей еще и тем, что постоянно что-то вертят-крутят в руках? Очередная ручка рассыпается по полу, так как ее опять раскрутили. «Ручек не напасешься!», – обреченно вздохнет родитель и купит следующую. Это для них единственный «поворотный» тренажер.

Специалист-дефектолог, если к нему обратятся, поставит такому ребенку диагноз «моторная неловкость». Это такая разновидность дисграфии – специфической неспособности к письму. А если не обратятся? Все будут считать, что ребенок не старается, или им мало занимаются. Будут ругать его и родителей.

Он же просто не может! Ему же надо недостающие навыки формировать!!! Ему голову с руками надо подружить! Тут приказом: «Пиши ровно!», - не отделаешься!

Одному знакомому логопеду в логопедическом садике мы посоветовали выдавать детям для тренировки и выработки «поворотного» навыка по 10-15 простых шариковых ручек для раскручивания и закручивания во время логопедических занятий. Детям это упражнение очень нравится.

Кстати, только логопедический сад является по-настоящему развивающей средой для ребенка! Количество специалистов и оборудования на каждого ребенка там такое, что даже из «дефектных» детей делают «готовых к школе» (воспитатель, логопед, психолог, разнопрофильный медперсонал, тренер по развивающим направлениям для каждой малочисленной группы!).

Но в такой сад попадет только проблемный ребенок. Для обычных детей там места не предусмотрены. Да и нельзя здорового малыша помещать в среду с проблемными детьми. Детки – «обезьянки». Они начнут перенимать и дефекты речи, и дефекты поведения. Для проблемных детей здоровое соседство – благо, но для этого самого «соседства» - это тормоз в развитии.

Проблемных детей в логопедическом саду подтянут до уровня «готовности к школе». А средних?

Представляете, какого бы уровня достигли обычные дети, если бы получили такое интенсивное развитие? Но, конечно, отдельно от «проблемных» деток.

Но тогда разрыв между ними и скорректированными «проблемными» детьми стал бы просто колоссальным! Средние школы не смогли бы предложить адекватных условий для их дальнейшего обучения.

Проблема глобального масштаба! Тянешь голову – хвост увяз, тянешь хвост – голова вязнет…

Родителям здоровых детей остается развивать дитё самим. В «массовом» саду им в этом немного помогут, но не более того.

Поэтому  Купите «гайки и болты»! Занимайтесь с конструктором регулярно. И еще приобретите «спирограф» - такое специальное приспособление, помогающее выработке поворотного навыка. Этот набор состоит из тонкой пластмассовой плоскости с большими отверстиями, в которые вставляется зубчатые колесики с маленькими отверстиями под кончик ручки. Его пока еще можно встретить в некоторых канцелярских магазинах.

 

«Гайки» есть, а толку нет!..

/Продолжение темы о письме и «писателях»./

 

Как вообще оценить степень развитости у ребенка способностей к письму? В первую очередь надо понять, что входит в эти способности.

Если грубо, то разделить проблему надо на степень готовности к письму:

1. головы,

2. руки.

Необходимо наличие устойчивого согласования функций мышления, образного представления, зрения, движения руки.

Согласование происходит усилием воли при использовании сквозных психических процессов внимания и памяти. Вот, сколько всего!!!

Несомненно, на способности к письму сильно влияет качество работы зрительного анализатора. Важно не столько здоровое зрение (хотя и это, конечно), сколько умение замечать глазом видимые сходства и различия в контурных изображениях.

Умение это тренируется при срисовывании контурных рисунков, при дорисовывании изображений по образцу, при поиске детальных различий в картинках, при обведении контуров рисунка.

Обычно такие упражнения проводятся с детьми во всех детских садах. Но одни дети их выполняют легко и с удовольствием, а другие – с трудом и неохотой.

А если такого рода упражнения не интересуют ребенка вовсе, да и не получаются у него? Вот вам и первая «ласточка» будущей проблемы с письмом!

Часто говорят о штриховке с равным интервалом и наклоном линий как о предварительной готовности руки к письму. Да это так. Штриховка тренирует умение делать наклон и отслеживать ширину и высоту букв, делать равные интервалы.

Если штриховка не удавалась, то буквы при письме будут то шире, то - ′уже, то - выше, то - ниже. Расстояния между буквами и словами будут «скакать». Красоты – никакой! Ни ребенку «такое» не понравится, ни проверяющему. Вот вам и «ласточка» вторая.

В предыдущей статье шла речь о важности для письма поворотных движений пальцами рук – раскручивании и закручивании. Если они не удаются и мало привлекательны для ребенка, то вот вам и «ласточка» третья.

Очень важно, на сколько приучились глаза целенаправленно, неотрывно и длительно следить за движущимся точечным объектом и сканировать по извилистой запутанной траектории на бумаге. О чем конкретно идет речь?

Об известном способе тренировке – хождении по лабиринтам из запутанных линий. Наилучшим из лабиринтов-тренажеров является рисунок, самостоятельно выполненный ребенком. Ребенок его сделает, если взрослый скажет, чтобы ручкой нарисовали запутанный комок проволоки или ниток. Причем отметив начало и конец.

Если ребенок по лабиринту и запутанной траектории «ходит» (проводит карандашом) с трудом и путается, нервничает, то это «ласточка» четвертая.

Теперь новенькое. Попробуйте на стене прорисовывать лазерной указкой (или пальцем) понятные ребенку контуры. И попросите, чтобы он их угадывал. Ему придется следить глазами за движущейся точкой, в представлении удерживая и мысленно дорисовывая невидимое изображение  до понятного контура.

Что следует рисовать?

Например, круг, потом треугольник, квадрат, затем буквы, из известных ребенку. Можно заранее сказать, что будете изображать: букву или геометрическую фигуру.

Для уровня готовности к школе ребенок должен угадывать весь алфавит и все основные геометрические фигуры. Должен читать написанные таким образом на стене слова: «МАМА», «ПАПА» и хотя бы свое имя (скорее всего краткое, из 3-5 букв).

Речь сейчас идет о печатном алфавите. Письменный алфавит применять можно, если ребенок его уже знает.

Теперь о представлении. При описанном выше упражнении тренируется фактор представления. Еще лучше он тренируется (да еще и  в согласии с движением руки), когда ребенок пытается писать аналогичным образом сам, а взрослый расшифровывает.

От ребенка здесь потребуется не только сосредоточенное слежение за движущейся точкой, удержание в памяти траектории и осмысление (путем сличения с уже известными и хранящимися в памяти образами), но и четкое ее изображение рукой. Пальцем по стене писать он будет легче, а лазерной указкой труднее.

Письмо по горизонтальной поверхности (на столе) и по вертикальной  (по стене, по доске) различаются из-за изменения направления взгляда. При письме по вертикальной поверхности зрительный образ формируется лучше, чем при письме по горизонтальной поверхности. 

Если подобные упражнения ребенку не даются, интерес слабый, то вот вам и «ласточка» пятая.

Сколько же всего «ласточек»?

Для письма – много!

 

Продолжение о «ласточках»

 и «орлах».

 

А любит ли ребенок вообще сидеть? Если нет – то вот вам и «ласточка» шестая.

Неусидчивость – серьезная помеха при письменных работах. Ребенок норовит скорее оторваться от стула и бежать по своим делам.

Приходится разбивать домашние уроки на этапы. Немного пописали за столом, потом пересели на диван – почитали. Потом пошли на кухню – порисовали. Далее переместились еще куда-нибудь – поучили стихотворение.

Не заставите неусидчивого ребенка делать уроки на одном месте.

Кстати, об этом самом месте.

Неусидчивость может быть связана именно с тем, куда и как посадили ребенка. Как дома, так и в школе.

Как обычно дома сажают ребенка заниматься?

Считается, что ребенок должен сидеть на своем рабочем месте так, чтобы слева падал свет из окна. Часто ребенку покупают секретер или что-то в этом роде для занятий. Тогда он обязательно будет сидеть спиной к свободному пространству комнаты, а перед глазами будет вертикальная часть секретера. Сзади него могут свободно ходить, стоять или чем-то заниматься другие люди. Это отвлекает и является нежелательным фактором для активизации усидчивости, для сосредоточения внимания на деле.

Сидеть лучше всего так, чтобы спина была обращена к стенке примерно в50 см от нее за письменным столом, а не за секретером или бюро.

Вспомните, как выглядит рабочее место, например, писателя или ученого. Его стол стоит в кабинете так, чтобы он обязательно видел входящих посетителей (кстати, без стука к нему не входят!). Сзади  - стеллажи с книгами, рукописями. На столе и в столе – все необходимое для текущей работы. Никаких секретеров или бюро! Ибо они – для разовой, эпизодической письменной деятельности.

В наших домах они прижились из-за малости  жилого пространства. Поэтому дети от них «эпизодически» и бегут. И уроки стараются делать «эпизодически», «между делом».

Для качественного письма и чтения нужен личный ПИСЬМЕННЫЙ стол. Сейчас чаще встретишь компьютерный стол. Он тоже подойдет, но если будет стоять так, как описано выше.

Несколько слов о занятиях за общим столом.

Например, ребенку «расчищают» угол за обеденным столом, и он там пишет или читает. По жизни он будет постоянно проходить через ситуации, в которых решать будут за него, он будет довольствоваться тем, что ему достанется.

Одна клиентка жаловалась нам на жизнь. Ее все время теснят, переставляют и переводят с места на место. Она, практически, не принимает решение самостоятельно.

В детстве, оказывается, у нее никогда не было постоянного рабочего стола. Все время ее перемещали на какие-то «уголки» за общим или чужим столом.

Хорошо, если человек от природы «ведомый» (нуждающийся в  лидере). Если же в нем «похоронят» талант «ведущего» (такого «орла» – вожака, лидера, начальника), то  будет очень жаль. Этой нашей клиентке как раз и было «очень жаль», вплоть до невроза и болезней.

Давайте же создадим каждому ребенку рабочее место такое, как у «академика», а там посмотрим, кем он вырастит. Скорее всего  - приличным человеком, имеющим «свое место в жизни». В том числе и выдающимся ученым или писателем.

Затраты с лихвой окупятся!

 

"Почему
мы выросли
такими?"

 

 

 

 

Как помочь и взрослому, и ребенку держаться в жизни «на плаву», достичь успеха в учебе и профессии?

Современная практическая психология предлагает быстрый и эффективный способ преодоления трудностей в различных областях учебной и профессиональной деятельности, а также в сфере взаимоотношений с людьми. Этот способ –  психологические тренинги...

Мало читает! - Что делать?

  Сначала надо понять, что ребенок потому и читает мало, что не может больше! ...

Математика и чтение – хорошо,

 а с письмом - проблема!

     Дело в том, что математическое мышление работает на более простых интеллектуальных операциях, чем чтение и, особенно, письмо....

Разовьет ли школа одаренность?

     Для развития способностей большое значение имеет знание о своей природной одаренности. В чем она у вас? А у вашего ребенка?...

«Готовность к школе» навсегда?

     Что такое «готовность к школе» знают все… и заблуждаются! На самом деле это готовность не «к школе», а только… к ПЕРВОМУ КЛАССУ школы! ...

Не хватает времени! - Почему?

...Начиная  со школьной скамьи, человек попадает в «вилку»: не хватает времени на качественное выполнение запланированных дел. В школе – на уроки, в институте – на подготовку к экзаменам или сдачу курсовиков,  в профессиональной сфере – на качественное выполнение работы  в срок...

Почему не пишется?  Или купите гайку!!!

  Если не пишется роман, то это еще пол беды, хуже, если не пишется вообще! Как «вообще»?...

Если с «интеллектом» все в порядке…

    Принято считать, что интеллект надо развивать только людям с умственными проблемами. Поэтому, когда мы предлагаем школьникам для повышения успеваемости пройти наш тренинг «Интеллект – Плюс», то родители в ответ говорят, что с «интеллектом» у их ребенка все в порядке, он учится в средней школе. Умственной отсталости нет!..

Зачем человеку мозг?

     Что за вопрос?

     Сколько раз мы с вами слышали в своей жизни: «Думать надо! Головой соображать! Шевели мозгами!..» Слышали и дома, и в школе, и на работе, и даже в общественном транспорте. ...

 

 

8-(812)-588-9492,
+7-921-780-8558

E-mail: prell@mail.ru